(495)
544-72-29
м.Сокольники  
Схема проезда
ПРОБНЫЙ УРОК - 1000 руб.

Заявка OnLine

Ваше имя:
Контактный телефон:
E-mail:
Интересующие уроки
Уроки вокала
Актерское мастерство
Постановка речи
Дополнительные комментарии:
Введите код с картинки:

Как научиться петь?

«У меня красиво поет подруга, как научиться петь так же?»
«Я хочу научиться петь, чтобы это нравилось моим близким»
«У нас скоро праздник и я хотел бы подготовить песню, чтобы ее красиво спеть»

Это самые популярные ответы на вопрос – зачем Вам уроки вокала? — который мы, педагоги, обычно задаем людям, приходящим к нам в Студию. Они еще сомневаются, не знают своих возможностей, не знают своего голоса и не подозревают порой, что могут петь намного красивее, чем их друзья.

Увы, но именно эта неуверенность в себе мешает им достичь результатов, а также мысли о том, что петь может только очень талантливый человек или «этому учатся с детства!».

Верно, без таланта в любом деле никуда, но, как говорится, его и в 30 процентах достаточно, а еще должно быть желание и усердие (о котором скажем дальше)! Работа педагога заключается и в том, чтобы научить человека любить свой голос, понимая его недостатки и работая над их исправлением. Подобрать верный репертуар на первых этапах обучения. Ведь зачастую людям с низкими голосами нравятся высокие, звонкие голоса, и наоборот – такова природа! Поэтому важно поначалу подобрать репертуар сходный с вашим голосом, тембром — познать подобное себе, укрепиться в этом и далее познавать новые приемы, новые жанры…

Никто не мешает наслаждаться и дальше пением ваших «кумиров», но ваш голос – это ВАШ уникальный инструмент и, поверьте, он зазвучит, если вы почистите его, отполируете, настроите!!!

Так как это сделать?
Казалось бы, в наше время столько всего придумано, для самообучения. Интернет пестрит различного рода видеозаписями, где каждый стремится обучить полпланеты пению! Люди, более подготовленные, возможно узнают что-то новое, применят это к себе, но, как правило, азы там не объясняются и не говорится, для чего нам нужно то или иное упражнение. Но это ещё полбеды! Важно то, что это односторонняя связь – специалисты перед камерой не видят ваших особенностей! К тому же не могут отследить корректность исполнения вами упражнения.

Следовать литературным пособиям также трудно – трудно понять, что подразумевается под той или иной терминологией. Поэтому людям, настроившимся на обучение, следует найти педагога…

Дальше? А дальше надо запастись терпением и проявить то самое усердие. Важно доверять своему педагогу! Не стоит загадывать сроки, ведь вокал индивидуален во всем! И в сроках обучения тоже. Кто-то на втором уроке может выдавать чудеса, кто-то сразу понимает педагога и находит верное положение нёба, гортани, но выходя из класса уже это всё забывает, а кому-то нужны месяцы…годы… Мы привыкли наслаждаться виртуозным творчеством разных музыкантов-исполнителей, но не задумываемся, сколько часов труда за этим стоит!

Всё еще задаетесь вопросом: как научиться петь? Тогда продоложим

Не стоит также забывать главное назначение пения – приносить удовольствие слушающим, дарить тепло своего сердца….

Самая сложная задача певческого дыхания – это контролируемый и регулируемый выдох, что и обеспечивается владением диафрагмальным дыханием. Диафрагмой! Так как именно она помогает регулировать и распределять выдыхаемый воздушный поток, сохранять певческий объем грудной клетки. Пение – это мастерство выдоха, но далеко не все профессионалы овладевают этим мастерством.

Для начала неплохо было бы научиться не сбрасывать сразу всё дыхание на первых звуках фразы, а распределить его до конца, постепенно подавая ровным потоком, что обеспечивает и ровный звук. Предлагаю вспомнить знакомое многим упражнение “задувание свечи”. Очень важный момент – контролируйте руками своё дыхание.
Положите одну руку на ребра, а другую на живот, наберите в легкие воздух, “подуйте на свечу” и “посмотрите” руками как действует диафрагма. Вы должны почувствовать, что она, как поршень в цилиндре, удерживает воздух, не давая ему сразу “выплеснуться” на первых моментах выдоха.
Попробуйте помочь животом ускорить, активизировать выдувание воздуха (толкают мышцы низа живота). Обратите внимание, что живот поднимается постепенно, а грудная клетка не опадает, она остается развернутой, как при вдохе. Диафрагма, выпрямившаяся при вдохе, при выдохе резко не меняет своей формы, а очень-очень медленно постепенно возвращается к своему первоначальному, куполообразному состоянию, именно этот процесс помогает осуществлять певческий выдох.
При пении не должен резко опадать объем грудной клетки (грудного резонатора), именно в этом и заключается парадоксальность певческого выдоха: дыхание расходуется, воздух выходит, а объем грудной клетки не опадает.
А теперь ощущения, полученные при “задувании свечи” повторите со звуком, то есть спойте на выдохе любой удобный звук («А», «И», «Ы», «Э» «О»…), потяните его, а руками в это время “следите” за “механизмом” выдоха. Проследите, чтобы при пении живот не зажимался, не дергался, чтобы он не выпячивался, не “делался арбузом”.

Мышцы живота и диафрагма помогают регулировать певческий выдох, а грудной резонатор (грудная клетка), не меняя своей формы при звучании голоса, делает его объемным, мощным. Именно это и называется в вокале опорой на диафрагму и использованием грудного резонатора, груди.

Продолжим разговор о том, как научиться петь?

При хорошем внимании в работе ученик довольно быстро понимает механизм диафрагмального дыхания. Вокальные задачи (упражнения, произведения) на этом этапе обучения должны быть простыми, чтобы внимание ученика могло схватить все возникающие перед ним задачи и трудности. Овладение техникой диафрагмального дыхания поможет в пении выдыхать спокойной, плавной, собранной струей, плотной и непрерывной, с хорошим напором, отчего и звук будет ровным и звучным. Постепенная подача воздуха обеспечит максимальное превращение его в звуковые волны. Умение расходовать дыхание так, чтобы оно все без остатка превращалось в звук, определяет мастерство владения певческим выдохом.
Необученные певцы, набирая обычно большое количество воздуха при вдохе, расходуют его уже на первых звуках музыкальной фразы, “вываливая” его широким, рыхлым потоком.
По свидетельству С. Фучито, аккомпаниатора Э. Карузо, великий певец систематически тренировал дыхание на специальных упражнениях, доводя до высшего совершенства контроль за расходом воздуха. Ф. Ламперти для тренировки дыхания и контроля плавности и экономичности фонационного выдоха рекомендовал певцу “поставить перед ртом зажженную свечу. Если пламя останется неподвижным во время издавания звука, значит дыхание используется совершенно правильно”.
Аналогичный прием использовал известный русский тенор Д. Смирнов. Вместо свечи он брал страусовое перо, которое держал во время пения на расстоянии 20 см. ото рта.

Дыхание поддерживает звук, оно не совершенствуется на звуке и в этом нет противоречия, так как это взаимосовершенствующиеся процессы. Без звука развить певческое дыхание невозможно, и — наоборот. Педагог М.Э. Тессейр процесс певческого выдоха сравнивала со струей фонтана, которая благодаря своему постоянному напору, может удерживать легкий мячик. Мячик не падает, все время поддерживаемый струей воды. Так и звук никогда не должен “падать”, его беспрерывно поддерживает струя дыхания. Если фраза большая, то вы поджимаете живот снизу, этим усилием подается остаток дыхания и вы можете спокойно довести фразу до конца.

А вот что пишет педагог Е.Ф. Петренко:Гораздо легче показать начинающему вдох при пении, нежели объяснить опору и подачу дыхания. Некоторые певцы до конца своих дней так и не могут понять, что же такое “петь на дыхании”.

Парадоксальны требования к голосу оперного певца. Для того чтобы быть слышимым в зале оперного театра, он должен быть громким (до 120 децибел, что по интенсивности звучания соответствует рёву двигателей взлетающего реактивного самолёта), но это не должен быть крик (!). Голос должен быть ярким, полётным и вместе с тем — мягким, тембрально наполненным; его тембральная однородность не должна быть тембральным однообразием, а пропеваемые гласные должны быть одновременно фонетически «усреднёнными» и иметь ясно различимую фонетическую разнокачественность. При этом оказывается, что громкий звук может быть энергетически «пустым», и, наоборот, пение тихим звуком нередко требует от певца таких же физических усилий, как пение на ff. В лабиринте парадоксов оказывается певец, осваивающий технику пения. Ему говорится, что его задача — научиться регулировать певческий выдох, но петь «на выдохе» нельзя, а дышать надо не столько лёгкими, сколько диафрагмой и животом, «опирая» дыхание, но не «запирая» его. От него требуется использование певческого «зевка», но категорически запрещается зевать; он должен понять, что голос нельзя «выталкивать», но его звучание обязательно должно быть «близким», причём во время пения звук должен быть в носу, но носа в звуке быть не должно. К тому же, контролируя певческий выдох, поющий должен ощущать постоянный приток воздуха (!) в грудную клетку и при этом ему нужно, вопреки всем законам акустики и здравого смысла, посылать звук и воздух (!) в голову, в заранее подготовленное «пустое место», где находятся лобные доли его головного мозга, откуда он, собственно, и должен начинать петь… В дальнейшем певцу может быть предложено применять «вертящееся дыхание», усиливать голос самим голосом, открывать в прикрытое и т.д. и т.п. Не менее фантастичны и рекомендации практиков, опубликованные в методической литературе. «Пойте через отверстие в задней стороне шеи и вообразите, что публика сзади вас»; «пойте вдоль вашего спинного хребта, так как пение возникает оттуда»; «смажьте нос вазелином перед тем, как брать высокие ноты, и затем вообразите, что вы чем-то напуганы»; «думайте о запахе тухлой рыбы, когда вы формируете головной звук»; «чем выше нота, тем больше вы должны толкать звук диафрагмой»; «нос певца — это его настоящий рупор» и т.д. и т.п.* Из литературы певец узнаёт, что голос у него должен «сочиться из глаз», «упираться в зубы», что ему нужно «пить звук»…

*Как ни странно, этот загадочный «рыбий» язык вокалистов, причину действенности которого не может объяснить ни один практик, во многих случаях оказывается эффективным, и исследователям, изучающим искусство пения со стороны, остаётся лишь констатировать, что этого языка не существовало, если бы по своей результативности он уступал простым рекомендациям вроде: «подними мягкое нёбо», «открой шире рот», «опусти гортань», «подтяните живот» и т.д.

Мало чем может помочь начинающему певцу и чтение научно-методической литературы на тему: «как научиться петь» с её запутанными рассуждениями о «регистровостроении» певческих голосов, «переходных нотах», необходимость «смешивания регистров» путём использования «смешанной работы голосовых складок, необъяснимым образом сочетающей одновременно их предельно слабое (фальцетное) и плотное (нефальцетное) смыкание, с гипертрофированным вниманием к работе гортани, которую практики называют не иначе, как «заминированной зоной».

Автор: Ирена Альбер (педагог по вокалу)

     

© 2009-2016 Центр сценических искусств "Solo Time"
(495) 544-72-29
ст.м. Цветной бульвар, пер. Большой Каретный, 2;
ст.м. Аэропорт, Ленинградский проспект, 47



 
Главная
Педагоги
Контакты
Прайс-лист
Уроки вокала
Актерское мастерство
Речь